Глядя на наших детей, кажется, что они родились с пультом в руках. Вроде бы ничего страшного в просмотре мультиков и роликов нет, но родители начинают замечать, что дети становятся капризными, и кроме залипания у телевизора не находят других занятий.

 image001

Специалисты отмечают, что до четырехлетнего возраста малышам телевизор не требуется — они должны ползать, щупать, хватать, прыгать — познавать мир всеми органами чувств, а экран телевизора/планшета/смартфона значительно сужает им эту возможность. Не приносит пользу бесконтрольный просмотр фильмов и передач и более старшим детям.

Детская телемания

Что такое телемания понять несложно – это постоянная потребность в просмотре телевизора. Ребенок не находит себе занятия самостоятельно, не умеет и не желает играть, не интересуется книгами. Детей интересуют, помимо мультфильмов, видеоролики с участием сверстников — детское блогерство, активно пропагандируемое родителями, стало невероятно популярным. Вот ребенок играет, вот чистит зубы, вот отвечает на вопросы, вот распаковывает подарки. По ту сторону экрана дети не сидят на месте, а вот тысячи подписчиков, не сходя с дивана, смотрят чужую постановочную жизнь.

Против качественной мультипликации сказать нечего, особенно если просмотр проходит по всем правилам, а бесконечные некачественные, а иногда откровенно глупые сериалы вызывают массу вопросов. Но именно на них «подсаживаются» наши дети — спешат домой и закатывают истерику по поводу пропущенной серии.

Чем опасна телемания

Телемания не так безопасна, как может показаться на первый взгляд.

  • Долгое просиживание перед экраном негативно влияет на зрение детей.
  • От привычки подолгу сидеть у телевизора страдает осанка.
  • Просмотр телевизора часто сопровождается перекусом, причем часто вредным (сухарики, чипсы, попкорн, бутерброды), что сказывается на здоровье.
  • Могут появиться неврологические проблемы: беспокойный сон, проблемы с засыпанием, тики, возбудимость.
  • Постоянное мелькание картинок, резкие вспышки света, навязчивая музыка, бессознательно запоминающиеся слоганы и выводы негативно воздействуют на психику ребенка.

Как возникает телемания

Конечно, никто из родителей не планирует делать детей зависимыми от телевизора. Происходит это само собой.

  • Взрослые смотрят телевизор, а ребенок играет рядом. Даже если он занят, привычка заниматься чем-то под работающий телевизор остаётся.
  • Ребенку часто включают детские полезные каналы. По факту дома включен детский канал, и дети без разбору смотрят все подряд.
  • Музыкальные каналы поднимают настроение. Дети любят музыку: они танцуют, напевают, запоминают слова. Ваш ребенок необыкновенно музыкален и талантлив? Тогда отведите его в вокальную студию, а дома пусть не мелькают картинки видеоклипов, а звучат аудиозаписи.
  • Телевизор занимает ребенка. Конечно, родителям время от времени нужно чем-то занять ребенка, и телевизор часто бывает палочкой-выручалочкой. Вот только взрослые очень часто используют это «волшебное» средство.

Как бороться с телеманией

Выключайте телевизор. В некоторых семьях принято включать телевизор для шумового фона, и дети бессознательно «ловят» движущиеся картинки, агрессивные интонации, рекламные слоганы. И привыкают к шуму. К тому же информация действует на их подсознание, и навязывает то, что совсем не нужно и даже вредно.

Не включайте телевизор с целью отвлечь ребёнка. Часто родители кормят детей или переодевают их «под телевизор». Это неправильно, так как возникает вредная привычка — потребность в телевизоре как непременном сопровождении важной деятельности.

Не создавайте дома «культ» телевизора. Папа отдыхает после работы с непременно включенным телевизором. Бабушка смотрит сериал, и ей никто не должен мешать. Мама готовит на кухне под работающий телевизор. Ребенок быстро усваивает линию поведения и повторяет ее: единственно возможный способ отдыха — телевизор; очень важное дело — сериал: все остальные откладываются; работа по дому сопровождается просмотром телепередач.

Соблюдайте общую линию поведения. Объясните бабушкам-дедушкам, теткам-нянькам правила просмотра телевизора. Попросите родственников не завоевывать дешевый авторитет «безлимитным» просмотром.

Ограничивайте время просмотра телевизора. У дошкольников это – 30 минут, а у младших школьников – 1 час. При этом важно делать физкультминутку, следить за осанкой и не есть при просмотре. Не поддавайтесь уговорам типа «А вот Олина мама...». В вашем доме все живут по вашим правилам.

Обсуждайте увиденное. Нужно помочь ребенку понять то, что он видит на экране. До просмотра нужно настроить ребенка, обратив его внимание на отдельные детали, а после поговорить об увиденном, обсудить мотивы поступков героев, их последствия, определить значимость информации.

Заменяйте телевизор активной деятельностью. По возможности дайте ребенку выбор, предложив почитать книгу, поиграть в игру, погулять, порисовать или что-то слепить. В мире есть много интересных занятий кроме телевизора – покажите это детям.

Устраивайте семейные просмотры или ходите в кино. Это очень полезно для скрепления семейных отношений — находятся общие темы для разговоров, а сам процесс становится прекрасным детским воспоминанием. Пусть это станет доброй семейной традицией.

Детская телемания – это целиком вина родителей. Значит, именно нам и нужно начинать с ней бороться прямо сейчас.

Мультреальность: что скрывают любимые мультики детей?

image003

Как проще всего уложить ребенка спать? Или успокоить? Или заставить убраться в комнате? Конечно, пообещать поставить его любимые мультфильмы. Способ по эффективности может соперничать разве что с обещанием сладостей. Но задумываются ли родители, перепоручающие детей голубому экрану, что видит там их чадо и как воспринимает происходящее?

Давайте жить дружно?

В сообществе психологов уже не раз поднимались разговоры о том, что после просмотра некоторых мультфильмов ребенок становится раздражительным, беспокойным, возбужденным, приобретает странные привычки. Например, на одном из родительских форумов молодая мама жаловалась, что ребенок, фанат пингвинов из «Мадагаскара», начал кусать ее за руку, представляя себя в роли мульт-персонажа.

А недавно интернет потрясла история о девочке, которая засосала канарейку пылесосом по примеру популярных и любимых многими героев «Том и Джерри». А чему могут научить ребенка враждующие кот и мышь, постоянно пытающиеся насолить друг другу, применяющие для этого методы насилия? Сравним их с российским аналогом – котом Леопольдом и вредными мышами. Наш кот ведет благородно, учит детей прощать и призывает жить дружно. 

Большинство родителей опасаются агрессивности многих детских героев и опаской относятся к современным западным мультфильмам. Об этом свидетельствуют данные опроса портала Superjob.ru. Согласно ему лишь 15% мам, воспитывающих детей до 10 лет, разрешают им смотреть современные зарубежные мультфильмы. При этом участницы опроса не отрицают, что содержание этих мультиков не всегда подходит ребёнку, однако, по мнению некоторых мам, «в обществе много грязи, и ребёнку нужно быть готовым к жизни».

Готовность к жизни – спорный аргумент. Психологи указывают, что ребенок вовсе не маленький взрослый и получаемую визуальную информацию он воспринимает без внутренней критики, и потом начинает копировать поведение персонажей в реальной жизни. И не удивляйтесь, если ваш сын ударит по голове друга, играя в Тома и Джерри, а ваша дочка будет драться во дворе, точно Сейлор Мун. 

О принцах и принцессах

Вопрос о гендерных моделях поведения, которые транслируются мультиками, также вызывает серьезные опасения. «Половая» тема так или иначе проходит через все произведения. Даже если персонажи – животные, их пол, как правило, определен. В идеальных детских мультфильмах героиня чаще всего прекрасная девушка, невинная, трудолюбивая, скромная, умеющая любить. Таковы Машенька из «Аленького цветочка», Снегурочка, Аленушка. Это идеальный образ матери и жены, в христианской трактовке – образ Мадонны, Богоматери, жертвенной, любящей, прощающей – той женщины, которой надо восхищаться, которую надо уважать и боготворить. Мужчина же изображен рыцарем, воином, принцем, который мужественно защищает честь дамы и уважает ее. Все акценты здесь смещены на духовную красоту героинь, а все физическое остается как бы за кадром. Все интимные моменты окутаны тайной и возвышенны: максимум, что позволительно - показать скрещения рук.

Не рекомендуются для раннего возраста мультфильмы, где изображения женщин и мужчин достаточно физиологичны и где внимание приковывается к внешности, а не к внутреннему миру. В ряде западных лент женщины выступают наравне с мужчинами и если что могут даже подраться, за себя постоять да и спасти своего рыцаря, который чаще всего инфантилен, жеманен и немужественен. Так поступают принцесса Фиона, Рапунцель, Лила из «Футурамы» и даже Глория из «Мадагасара». А где же мужской герой? Возможно, развлекается на болоте будто Шрек, который подменяет подвиг сделкой: он не спасает принцессу во имя любви, он вынужден совершить подвиг, ради того чтобы вернуть свое болото. 

Смотреть и учиться

Для ребенка мультфильм не просто развлечение, это инструмент познания, формирования моделей поведения, транслятор ценностей. И поэтому героям лент должны быть не чужды дружба, доброта, любовь, нравственность. Анализируя современный рынок детских мультиков, выходит что лучше всего с этой задачей справляются наши старые советские мультики («Чебурашка и Крокодил Гена», «Котёнок по имени Гав», «Трое из Простоквашино» и другие) и некоторые классические истории Диснея («Белоснежка», «Дамбо», «Бэмби»). 

По данным исследования, практически большинство российских мам (93%) отдаёт предпочтение классике советской мультипликации. Мультфильмы студии Disney ставят своим детям 77% матерей. Современные российские мультфильмы оказались на третьем месте по популярности, набрав 68% голосов опрошенных. При этом чаще всего участницы исследования называли такие мультфильмы, как «Смешарики» и «Лунтик». 

Результаты опроса не удивляют детских психологов. Советские герои понятны, спокойны и добры, в отличие от многих западных аналогов, и опираются на наши архитипы. И пусть в современных мультиках больше правды, та ли это правда, которая нужна молодой психике? Если не формировать у детей мировоззрения, не показывать идеалы, они будут с охотой претворять негативные модели. 

Рекомендации родителям

 Внимательно отбирать мультфильмы, которые будет смотреть малыш. Самостоятельно их просматривать.

  • Обсуждать с ребенком его любимых героев (что ему в них нравится и что нет, за что он их любит), анализировать его ответы.
  • Смотреть мультфильмы вместе с ребенком, комментировать их, помогать расставить правильные акценты.