Глядя на наших детей, кажется, что они родились с пультом в руках. Вроде бы ничего страшного в просмотре мультиков и роликов нет, но родители начинают замечать, что дети становятся капризными, и кроме залипания у телевизора не находят других занятий.

 image001

Специалисты отмечают, что до четырехлетнего возраста малышам телевизор не требуется — они должны ползать, щупать, хватать, прыгать — познавать мир всеми органами чувств, а экран телевизора/планшета/смартфона значительно сужает им эту возможность. Не приносит пользу бесконтрольный просмотр фильмов и передач и более старшим детям.

image001 

Школьные родительские чаты давно и прочно вошли в нашу жизнь. Но при этом нужно понимать, что не каждый родитель готов к такому частому (и по возможности конструктивному и бесконфликтному) взаимодействию с незнакомыми, по сути, людьми, с которыми его объединяет только тот факт, что дети оказались в одном классе. Получается, что в общем чате оказываются совершенно разные люди – с разными коммуникативными навыками; уровнем эмпатии и стрессоустойчивости; умением совладать со своими эмоциями; с разными представлениями об этике, морали и юморе.

 image009

Стыд и вина – важные социальные эмоции, регулирующие отношения между людьми. Они делают человека отзывчивым к чувствам и мнениям других людей. С одной стороны, эти эмоции помогают наладить контакт, а с другой - могут выступать и барьерами в общении из-за их болезненности, а нередко стыд и вина перед другим человеком приводят к прерыванию отношений. Стыд и вина – близкие, но не одинаковые понятия. Переживание стыда связано с тем, что человек осознает нарушение им общих норм, принятых в обществе. Переживая вину, человек нарушает свои личные нормы и законы.

image001 

Все мы знаем, что насилие порождает насилие и физические методы наказания не способствуют развитию личности ребенка, а лишь ломают его психику. В последнее время становится все больше сознательных родителей, которые отказываются от ремня и гордо заявляют о том, что они не бьют детей. Однако, в «арсенале» некоторых родителей есть множество других приемов наказания, которыми мамы и папы, сами того не подозревая, коверкают детскую психику не меньше, чем физические наказания.

image001 

Буллинг относительно новый термин, обозначающий старое, можно сказать, вековое явление – детскую жестокость. Заметное звучание проблема буллинга приобретает в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих детей, внутренних и внешних условий их развития. Именно в это время, усвоив определенные паттерны поведения, например поведение «жертвы», подросток может следовать им всю последующую жизнь. При этом ситуация буллинга негативно влияет не только на «жертв», но и на «агрессоров», т.к. если проявление агрессии оказывается эффектным, то это может закрепится в качестве стиля поведения в будущем.

 image001

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

К этой форме насилия относятся:

  • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика;

  • лишение ребенка необходимой стимуляции и эмпатии, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

  • однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

  • преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;

  • вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Почему мне нельзя?» — нередко слышат от ребенка родители в ответ на свой запрет или возмущение. И отвечают: «Это плохо. Не делай как я». Практика показывает, что силу это «нельзя» иметь не будет. Подобное поведение родителей демонстрирует двойные стандарты воспитания.

image001

Что такое двойные стандарты

Смысл двойных стандартов отражен в принципе «Мне можно, а тебе нельзя».

В семье двойные стандарты выглядят так:

  1. То, что требуется от одного человека, является необязательным для другого.
  2. То, что запрещается одним родителем, разрешается другим.

Двойные стандарты всегда ассоциируются с понятием «нечестно». При равных правах и требования должны быть одинаковыми: всем надо соблюдать правила дорожного движения, складывать, а не бросать свои вещи, убирать за собой.

Не все родители владеют искусством говорить ребенку «нет». Этот навык действительно можно сравнить с искусством, потому что отказать ребенку бывает очень сложно.

image001 

Почему так сложно отказать ребенку? Можно выделить несколько основных причин:

  • Любимому человеку в принципе очень сложно отказывать.
  • Ребенку приходится отказывать намного чаще, чем взрослым, поэтому возникает чувство вины. Он только познает мир, и задача родителей — сделать это познание безопасным.
  • Стремление избежать публичной истерики или упростить себе жизнь, не тратя времени на разъяснения — почему «нет». Это не решает проблему, а только готовит почву для более серьезных проблем в будущем.

Недостаточно просто сказать «нет», даже если в конкретной ситуации это справедливо и логично. Необходимо научиться отказывать ПРАВИЛЬНО, чтобы ребенок УСЛЫШАЛ и ПОНЯЛ ваше «НЕТ».